Маленький снаружи, но большой внутри. Динамичный, но экономичный. Недорогой, но богато укомплектованный. Такие взаимоисключающие требования предъявляются к современным компактным городским автомобилям.
Над составом участников теста долго думать не пришлось: Ford Fusion – самая популярная (среди иномарок) модель в классе “В”, Opel Corsa – лидер по темпам роста продаж, Skoda Fabia – перспективная новинка. Приверженцы четкой автомобильной классификации могут возразить: Ford Fusion выпадает из этой троицы. Действительно, в теории он ближе к редкому классу микровэнов, представителем которого является, например, Opel Meriva. Однако на практике, когда все три автомобиля встали бок о бок, стало ясно, что Fusion, Corsa и Fabia – бесспорные одноклассники. Да, Ford чуть выше, у него немного больше клиренс, но без линейки этого сразу и не заметишь. Примерно так же отличаются в начальной школе дети-одногодки – те, кто родился весной, от тех, у кого день рождения осенью. В конце концов, подавляющему большинству покупателей дела нет до всей этой автомобильной классификации. Если выбросить из головы “лишние” знания относительно различных сегментов и подсегментов, все мы выбираем автомобили, основываясь на их размерах, мощности мотора, престижности и, конечно, цене.
В этом смысле у участников нашего теста паритет. Fabia с мотором объемом 1,4 л и механической коробкой передач в максимальной комплектации Sport стоит 17390 долларов. Пятидверная Corsa c 1,4-литровым двигателем и “механикой” в богатом варианте Cosmo обойдется примерно в 17100 долларов. Ford Fusion в топовой версии Elegance c 1,6-литровым мотором мощностью 100 л.с. и “механикой” дилеры Ford продают за 17700 долларов. Для справки: версия Fusion с 80-сильным двигателем в максимальной комплектации обойдется покупателю в сумму около 17 тыс. долларов.
Fabia и Corsa достались нам на тест с 1,4-литровыми моторами, а Fusion мы намерено выбрали с мотором 1,6 л. Пусть у Ford будет небольшая фора в энерговооруженности – это несколько нивелирует его относительную “неактуальность”. Как-никак Fabia и Corsa – новинки рынка, а Fusion – ветеран, ведь модель дебютировала еще в 2002 г., хотя с тех пор, конечно, прошла рестайлинг.
Ценители красоты
Исследования автомобильных компаний показывают, что главным побудительным мотивом при выборе автомобиля в сегменте “В” является стиль. Действительно, компактные городские автомобили, как правило, покупают самостоятельные женщины, или их приобретают в качестве второй машины в семье. И роль женщин – главных ценителей автомобильной красоты – в этом трудном, но увлекательном процессе выбора первостепенна. Например, дизайнер компании Mazda Икуо Маэда рассказывал мне, что он создавал дизайн Mazda 2 в расчете на вкус… японских девушек. У авторов стиля автомобилей-участников нашего теста, чувствуется, были другие ориентиры, но думаю, что и они отводили дизайну главенствующую роль.
Ford Fusion всеми силами старается выглядеть больше и серьезнее, чем есть на самом деле. “Fusion отличается по характеру от соплатформенной Fiesta и предназначен для других покупателей. Это практичный и просторный автомобиль, что мы и хотели подчеркнуть его отделкой, – объясняет руководитель группы проектирования экстерьера Fusion Пол Рейт. – Мы создали более мужественный дизайн и визуально увеличили высоту, что отражает дополняющую роль этой модели по отношению к Fiesta на рынке малолитражных автомобилей”.
Прошу обратить внимание на слово “визуально”! Fusion по внешним габаритам фактически не уступает своим конкурентам, но при этом выглядит гораздо брутальнее. “Оптический обман” достигается за счет применения массивных накладок на кузове, мощного переднего бампера, прямоугольных фар. Fusion изо всех сил стремится быть похожим на маленький внедорожник, и, судя по результатам продаж, у него это получается отлично. Так сложилось, господин Рейт, что в стране, где на дорогах царит культ грубой силы, не Fusion дополняет продажи Fiesta, а наоборот.
Уверен, решение о покупке Ford Fusion в 95 случаев из 100 принимает мужчина. Женщине, впечатленной “накачанными” формами этого компактного автомобиля, остается только согласиться с его выбором.
В случае с Fabia не все так однозначно. Идеология ее дизайна более сложная. В одном ракурсе чешский автомобиль выглядит веселым и игривым, в другом – непритязательным и практичным. Руководитель отдела технического развития Skoda Auto Харальд Люданек объяснил позицию компании в отношении облика Fabia так: “Мы стараемся совмещать яркий, броский и классический, семейный дизайн. Согласитесь, Fabia чем-то напоминает озорной MINI, но при этом она более удобная, функциональная и просторная”. Действительно, что-то “игрушечное” в облике Fabia присутствует. Но степень “несерьезности” выверена очень тщательно. “Пусечкой” этот автомобиль, думаю, называть не будут – его аудитория, уверен, не будет исключительно женской.
Opel Corsa, как ни странно, на московских улицах вызывал интерес значительно больший, чем Skoda Fabia (не говоря уже о примелькавшемся Fusion). Ценой и комплектаций Corsa интересовались самые различные “слои населения”. И владельцы отечественных автомобилей выказывали желание купить этот автомобиль, и серьезные мужчины из солидных внедорожников проявляли к нему интерес. Действительно, новая Corsa в отличие от модели предыдущего поколения притягивает взгляд. Автомобиль получился ярким, динамичным и, несмотря на размеры, солидным. Создатели нового поколения Corsa намеренно оживили облик модели. Их задачей являлось расширение аудитории. Пятидверный хэтчбек, по расчетам маркетологов из Рюссельсхайма, будут приобретать не только молодые семьи, но и взрослые родители, отпустившие своих “птенцов” на волю. А ведь есть еще и 3-дверная Corsa – пожалуй, самый стильный автомобиль в современном классе “B”. Предыдущее поколение Corsa создавалось под девизом “Рациональная классика – традиционная сдержанность и стиль в классических формах”. Новое поколение родилось под слоганом “Эмоциональная экспрессия – красота плюс качество и агрессивность плюс стиль”. Нам такая эмоциональная экспрессия определенно нравится.
Внутренний мир
Приятно, конечно, ощущать на себе восхищенные взгляды, но еще приятнее, когда внутри автомобиля чувствуешь себя уютно и защищенно. Ford Fusion и в дизайне интерьера продолжает “надувать щеки”. Оформление салона, эргономика места водителя – все это выполнено в духе практичных кроссоверов. Посадка водителя высокая, с прямой спиной и сильно согнутыми в коленях ногами – обеспечивает отличную обзорность и позволяет легко ориентироваться в городском потоке. Маневрированию и парковке помогает хорошее чувство габаритов – удобно, что с водительского места виден край капота. Внутри Fusion много света и простора для этого, не будем забывать, компактного автомобиля. Эргономика хорошая. Четкая работа рычага переключения передач, доступные органы управления. Из недостатков – неудобная площадка для отдыха левой ноги и, как показалось, слишком компактный педальный узел. В быстрых поворотах мешают высокая посадка, лишающая водителя “чувства автомобиля”, и мягкие кресла с невыраженной боковой поддержкой. Материалы отделки салона Fusion выдают возраст модели. В современном автомобилестроении четыре года (именно на столько фордовская малолитражка старше своих конкурентов) – это огромный срок. По качеству материалов, используемых в оформлении интерьера, Fusion заметно проигрывает двум другим участникам теста. Даже запах в салоне какой-то “несовременный”.
По дизайну передней панели Fabia стилистически перекликается с родственным Volkswagen Golf – те же строгость, функциональная простота, лаконичные, прекрасно читаемые приборы, широчайшие регулировки руля и сидений. Эргономика безупречна. А по качеству используемых в отделке материалов Fabia уже не уступает более именитому бренду – все выглядит солидно и недешево. Спорным показалось лишь решение с двумя “бардачками” в передней панели – количество не компенсирует их маленькие объемы.
Интерьер Opel Corsa, на мой взгляд, выигрывает у конкурентов и в плане дизайна, и в плане качества используемых материалов. Прошлое поколение Corsa внутри было откровенно скучным. Нынешнее выглядит привлекательным и дорогим. И по оформлению интерьера, и по качеству материалов отделки Corsa опережает своих оппонентов. Прежде Opel предпочитал не вмешиваться во внутренний мир водителя и пассажиров. Сегодня в салоне Corsa присутствуют детали, “повышающие настроение”: стильный и удобный трехспицевый руль небольшого диаметра, симпатичные кругляши дефлекторов климат-системы, полупрозрачные, с желтой подсветкой ручки регулировки температуры и управления светотехникой. Дизайнеры постарались создать настроение “драйва” – на этом автомобиле хочется прокатиться. На лихое прохождение поворотов настраивает и низкая по сравнению с другими участниками теста посадка водителя. Просчеты в эргономике? Сиденья Corsa мне показались излишне жесткими. Подвеска у тестируемой версии (мы испытывали автомобиль на низкопрофильных шинах) не отличалась комфортом, а жесткие подушки кресел служили чувствительным “проводником” дорожных неровностей.
Среди участников теста Fusion – самый просторный для пассажиров, Corsa практически не уступает Ford, но процесс входа-выхода для задних пассажиров затруднен узким (в районе ног) проемом двери. На задних сиденьях Fabia уютно, но трем взрослым пассажирам там будет тесно. В испытании на “грузоподъемность”, казалось бы, победить должен был высокий и вместительный Fusion, но на практике оказалось, что подростковый велосипед удобнее загружать в Corsa – фальшпол багажника у этого автомобиля ровный, а под ним скрывается внушительный отсек для транспортировки других, не таких объемных грузов. У Corsa также лучше всего организована процедура трансформации салона – задние сиденья складываются одним движением руки. В случае с Fusion для организации вместительного грузового отсека приходится двигать передние сиденья, а у Fabia необходимо снимать задние подголовники и закреплять их в специальных отверстиях.
Как поедешь, так и пожнешь
Opel Corsa лучше всего чувствует себя на скоростной прямой – сказывается “выучка” езды по немецким автобанам. Автомобилем приятно также управлять и в городском потоке: легкий руль, хорошая обзорность. Однако не советую устанавливать на Corsa спортивный пакет или низкопрофильные шины. На российских дорогах они делают автомобиль излишне жестким. При этом рулевое управление с электроусилителем не в состоянии обеспечить интуитивную связь с машиной. А кроме того, мощности 1,4-литрового двигателя (90 л.с.), скорее всего, не хватит для реализации драйверских амбиций особо активных водителей. Тем более если на автомобиле, как в нашем случае, установлена автоматическая коробка передач – с ней Corsa разгоняется слишком тяжело. Кстати, на мой взгляд, вовсе не обязательно переплачивать за мотор 1,4 л. Для этой машины вполне подойдет и 1,2-литровый двигатель мощностью 80 л.с. – во время моего первого знакомства с новой Corsa такая версия показалась наиболее сбалансированной.
Двигатель Fabia рабочим объемом 1,4 л по сравнению с предшественником стал мощнее на 11 л.с. (его максимальная мощность составляет 86 л.с.). Но дополнительные “лошадки” не превращают Fabia в “горячий” хэтчбек – даже если “раскручивать” двигатель на полную катушку, езда на нем не вызовет бури эмоций. Впрочем, этого и не требуется от подобного типа автомобилей. В городском режиме движения 1,4-литровому мотору Fabia не помешал бы более внушительный крутящий момент на низких оборотах – в рваном городском ритме передачи приходится переключать чаще, чем хотелось бы. По шоссе Skoda Fabia едет по-немецки уверенно. Электроусилитель наполняет руль внятным реактивным действием при малейшем отклонении. Да и на виражах машинка держится молодцом: реакции ожидаемо быстрые, четкие, но без излишней “картинговой” остроты. “Расплата” за подобное поведение – достаточно жесткая подвеска.
Fusion, несмотря на культивируемый имидж маленького внедорожника, оказался самым “заводным” участником нашего теста – его мотор легко выкручивается почти до 7000 об/мин, бойко разгоняет автомобиль до “сотни” на II передаче и уже на III – до 150 км/ч. Правда, активный набор скорости сопровождается излишне громкой “песней” мотора. Впрочем, в “гражданских” режимах звук двигателя на себя внимание не обращает. Среди участников теста Ford Fusion выделяется наиболее приспособленной для российских дорог и направлений подвеской – она энергоемкая, достаточно комфортная, вызывает ощущение надежности и основательности. Несмотря на повышенный центр масс, Fusion не страдает излишними кренами в поворотах, его реакции на вращение “штурвала” быстры и точны, что в сочетании с хорошей обратной связью на руле делает управляемость надежной и понятной.
Так какая же из тестируемых машин точнее и полнее всего удовлетворяет нашим, порой взаимоисключающим требованиям к современным компактным городским автомобилям?
Opel Corsa по ощущениям от управления, дизайну интерьера и экстерьера – самый солидный и дорогой автомобиль среди участников нашего теста. Думаю, 5-дверный вариант этого хэтчбека вполне справится и с ролью единственного автомобиля в современной семье, живущей в большом городе.
Ford Fusion – модель, наиболее приспособленная для российских условий эксплуатации. Быть может, этому автомобилю не хватает стиля и шика, что с лихвой компенсируется практичностью, основательностью, надежной и комфортной управляемостью.
Skoda Fabia – легкий, простой и понятный автомобиль, что, думаю, особенно по душе современным девушкам. К тому же у марки Skoda в России есть своя история и немалая армия поклонников. Новая Fabia для них – особенно ценный подарок.
Технические характеристики |
|
Ford Fusion 1.6 |
Opel Corsa 1.4 |
Skoda Fabia 1.4 |
Габариты, мм |
4020х1708х1503 |
3999х1737х1488 |
3992х1642х1498 |
База, мм |
2488 |
2511 |
2462 |
Колея спереди/сзади, мм |
1472/1435 |
1485/1478 |
1436/1426 |
Снаряженная масса, кг |
1080 |
1130–1160 |
1060 |
Тип двигателя |
бензиновый 4-цилиндровый 16-клапанный |
бензиновый 4-цилиндровый 16-клапанный |
бензиновый 4-цилиндровый 16-клапанный |
Рабочий объем, куб. см |
1596 |
1364 |
1390 |
Макс. мощность, л.с./об/мин |
100/6000 |
90/5600 |
86/5000 |
Макс. момент, Нм/об/мин |
146/4000 |
125/4000 |
132/3800 |
Трансмиссия |
механическая 5-ступенчатая |
автоматическая 4-диапазонная |
механическая 5-ступенчатая |
Привод |
передний |
передний |
передний |
Макс. скорость, км/ч |
178 |
166 |
174 |
Время разгона 0–100 км/ч, с |
11,1 |
14,8 |
12,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км |
6,6 |
6,8 |
6,5 |
|
|
|
|