Конкуренция на рынке небольших бюджетных автомобилей столь высока, что выбор по-настоящему практичного человека определяется уже не ценой автомобиля, а будущими расходами на его эксплуатацию. Именно с этой позиции мы и решили рассмотреть обновленную Skoda Fabia.
ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ Ничего особенного — И что в ней такого?
Этот вопрос задал наш фотограф, когда мы встретились с ним для съемки обновленной Skoda Fabia, полученной на тест. Проведя несколько дней за ее рулем, я задумался. Потому как не заметил ничего "такого". Машина как машина.
Моторчик Fabia (в нашем случае 1,4 л, 86 л. с.) — нормальный современный агрегат, вполне для машинки подходящий, не сильно унывающий, даже если ездить с включенным кондиционером. Пятиступенчатая механическая коробка — четкая в работе, комфортная, с хорошо продуманными передаточными числами, понятная и простая, как пять копеек. В подвеске тоже нет ничего удивительного: в поведении на дороге Fabia не отличается от десятков переднеприводных одноклассников, никаких сюрпризов.
Что касается экстерьера, из-за которого наша машина, собственно, и считается обновленной, опять же ничего стоящего замечаний в новом дизайне (как и в старом) нет. Если верить официальному сайту "Skoda Auto Россия", суть изменений в передней части автомобиля заключается в том, что "вертикальные линии были заменены горизонтальными". Возможно, так оно и было, но получилась по-прежнему узнаваемая внешность недорогого автомобиля, младшего в модельном ряду Skoda (от 459 тыс. до 529 тыс. руб. для различных вариантов комплектации с двигателем 1,4 л).
Про интерьер можно сказать то же самое: ничего революционного не произошло. Все в достаточной степени удобно и логично, разве что гнездо прикуривателя почему-то переехало на панель между передними сиденьями, ближе к ручнику. Не знаю, насколько удобно прикуривать от такого прикуривателя (в тестовой машине мне курить запретили), но если пользоваться им как розеткой для телефона, возникает проблема. Витой провод зарядного устройства все время норовит запутаться между рычагом ручного тормоза и селектором коробки передач, соответственно, манипулировать им становится неудобно.
ФОТО: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
В новом дизайне Fabia легко узнать младшую модель Skoda
Яркий положительный момент — спинки передних сидений. Редкий случай: на Fabia спинки кресел сзади вогнутые, что дает коленям задних пассажиров вожделенный простор. Мой рост всего 176 см, поэтому ради чистоты эксперимента я посадил за собой товарища — человека более могучей комплекции, его как раз надо было везти на вокзал. Товарищ, любитель больших брутальных внедорожников (и не признающий никаких других машин), вместе со мной порадовался удобству такой конструкции спинок, равно как и устройству багажного отсека, где удивительно легко поместились две здоровенные дорожные сумки и еще осталось место для третьей. Что еще подкупает, в багажнике этой машинки есть не только крючки для эластичной сетки, фиксирующей груз, но и складной отсек для разной мелочи, в который превращается специальная пластмассовая панель, если ее согнуть и вставить в соответствующие пазы. Кстати, открыв заднюю дверь, я обнаружил на скобе замка эмблему Audi, ценителям немецкого качества это, безусловно, должно быть приятно.
Если говорить честно, Skoda Fabia — абсолютно ординарный автомобиль. Вместе с тем это очень добротно и с умом сделанная машина, если сравнивать ее с моделями того же класса и той же ценовой категории. В таких перемещаются из дома на работу и обратно с заездом в магазин многочисленные граждане, которых дизайнерские изыски и динамика волнуют далеко не в первую очередь. Забирая машину в одном из московских салонов Skoda, я сразу обратил внимание на публику, которая осматривала новые машины. Здесь не было ни модной молодежи, ни дамочек с карманными собачками, ни мужчин с презрительными взглядами, ни прочих избалованных потребителей, составляющих основной контингент дилерских центров многих других марок. По посетителям было видно, что за модой они не гонятся и главные критерии выбора автомобиля для них — надежность и практичность.
Расходная ведомость
ФОТО: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Дизайн салона традиционный, все на привычных местах, кроме прикуривателя
Практичный человек, выбирая машину, обязательно оценивает будущие расходы на ее содержание. А самый очевидный из всех автомобильных расходов — на топливо. Так вышло, что тестовую Fabia мне выдали с почти пустым баком. Движимый природной жадностью вкупе с любопытством экспериментатора, я залил бензина Аи-95 на 100 руб., около 4 л, если верить счетчику на колонке. На эту сумму я обычно заправляю свой дачный мопед с движком объемом 50 кубиков. Было интересно, насколько хватит этой скромной дозы горючего скромному с виду автомобилю.
Надо сказать, что создатели Fabia отдельно позаботились о скупердяях вроде меня: когда топливо в баке на исходе, ни к чему с замиранием сердца смотреть на сигнализирующий об этом индикатор, прикидывая в уме, сколько же все-таки бензина осталось. На дисплее начинается отсчет оставшихся километров пути, как только запас бензина падает ниже отметки, по достижении которой, по мнению Fabia, его следует пополнить. В иных случаях той же строкой машина сообщает о текущем расходе топлива в литрах на 100 км, если она едет, либо в литрах в час, если стоит. В пробках на экране мелькали довольно страшные цифры (до 20 л на 100 км), однако результат эксперимента в целом порадовал: на залитых 4 л мне удалось переместиться в плотном трафике более чем на 50 км, и это с включенным кондиционером. Таким образом, владельцам Skoda Fabia с двигателем 1,4 л надо быть готовыми к расходу бензина в городском цикле на уровне 8 л на 100 км, что, впрочем, соответствует заявленному производителем показателю.
Второй по важности расход автолюбителя направлен, как правило, на техническое обслуживание и запасные части. К сожалению, межсервисный пробег за короткий тест накатать невозможно, и, значит, обслуживание в официальном сервисе выходит за эти рамки. Зато можно просмотреть на форумах записи владельцев Skoda Fabia с более или менее приличным стажем. За редким исключением отзывы оказались положительными. У некоторых случались неприятности вроде выхода из строя стартера, есть сообщения о потрескавшейся краске на кузове, но большинство считает машину надежной. Стоимость регулярного обслуживания с заменой масла и масляного фильтра, по мнению владельцев Fabia с двигателем 1,4 л, невелика — около 4 тыс. руб., межсервисный интервал — 15 тыс. км. Более серьезное ТО, с заменой помимо масла тормозной жидкости, топливного фильтра и свечей зажигания, обходится, по словам владельцев, примерно в 9 тыс. руб. и проводится каждые 30 тыс. км пробега.
ФОТО: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Выгнутые сзади спинки сидений дают дополнительное место для коленей задних пассажиров
Если хозяин автомобиля заботится о безопасности, у него есть и такая статья расходов, как покупка резины: в наших широтах необходимы как минимум два комплекта шин, один из них, обычно летний, уже стоит на машине, зимний приходится приобретать отдельно. Кроме того, резину необходимо менять по мере износа: при спокойной езде по нормальному асфальту средних покрышек вполне хватает на 30-35 тыс. км. На нашей Fabia были установлены штампованные стальные колесные диски размером 14 дюймов, это значит, что одна летняя покрышка от известного производителя будет стоить 1,5-2 тыс. руб., а зимняя — 2-3 тыс. руб. в зависимости от марки и продавца. Если выбрать машину в более дорогой комплектации, с литыми 16-дюймовыми колесными дисками, цена шин вырастет в 1,5-2 раза.
Также придется платить транспортный налог. Но по этому поводу вряд ли стоит волноваться: для двигателей мощностью менее 100 л. с., к которым и относится 1,4-литровый агрегат Fabia (86 л. с.), определена самая низкая ставка — 7 руб. за лошадиную силу. Таким образом, ежегодная выплата государству составит всего 602 руб.
Еще одна статья расходов — страхование. Обязательное страхование гражданской ответственности для нашей машины и водителя, имеющего стаж вождения, но страхующегося в компании в первый раз, обойдется в 3960 руб. в год. Для тех, кто приобретает машину в кредит, обязательным становится и другой вид страхования — каско. В зависимости от страховщика и дополнительных условий договора (возможность выплат без предоставления справок, выезд аварийного комиссара и т. п.) за Skoda Fabia 2010 года выпуска с двигателем 1,4 л придется выложить от 22 тыс. до 40 тыс. руб. в год.
Для тех, кто купил машину на свои, но застраховать все же хочет, есть возможность сэкономить — выбрать полис с безусловной франшизой. К примеру, франшиза в 10 тыс. руб. может снизить стоимость годового полиса до 15-17 тыс. руб. Несколько тысяч рублей можно сэкономить, исключив из договора страхования риск угона автомобиля. Мне, к примеру, это показалось разумным: на месте угонщика я, изучив ряд машин, ночующих во дворе, никогда бы не заинтересовался маленькой Skoda Fabia, затесавшейся между дорогими иномарками.
В заключение стоит заметить, что Fabia помимо прочего со временем мало теряет в цене: за трехлетние машины с пробегом 40-60 тыс. км на вторичном рынке сейчас просят 380-430 тыс. руб.
Skoda Fabia
Габариты, длина / ширина / высота (мм)
4000 / 1642 / 1498
Объем багажника/ объем багажника при сложенных задних сиденьях (л)